Нас уже 282 046
Логин:
Пароль:
Вход через социальные сети
 

Основы фотографии #3

24 февраля 2015 - Новости сайта
Возможные ответы на ключевые вопросы в конце второй части.
  1. Какие возможности предлагают объективы с большим фокусным расстоянием? А с маленьким?

С длиннофокусным объективом удобно снимать удалённые объекты. Также, телеобъективы «уменьшают» глубину пространства, «приближают» фон к снимаемому объекту. В случаях, когда требуется сохранить пропорции объекта, его форму удобно пользоваться длиннофокусными объективами, например, в съёмке лицевого портрета. Наконец, с длиннофокусным объективом удобнее получать маленькую глубину резко изображаемого пространства. Подробнее о ней читайте в следующем разделе.

С широкоугольными объективами можно «охватить» большую часть пространства, что, чаще всего, необходимо в интерьерной фотографии. Также, короткофокусные объективы «увеличивают» глубину пространства, что помогает подчеркнуть динамику сюжета, положения предметов относительно друг друга. С широкоугольным объективом удобнее получать большую глубину резко изображаемого пространства.

  1. Сможете ли Вы с помощью объектива с фокусным расстоянием равным 200 мм сфотографировать интерьер комнаты или модель в полный рост в студии площадью 20 кв. м?

Скорее всего, нет.

Разберу вначале вторую съёмочную ситуацию.

Для того, чтобы сфотографировать модель среднего роста потребуется «охватить» около 2 м пространства «по высоте» или 2,4 м «по диагонали» (стороны кадра соотносятся в пропорции 2:3). Представьте, что вокруг модели построена и вертикально установлена прямоугольная рамка, расстояние между крайними вершинами рамки равно 2,4 м. 12,2 градуса – угол поля зрения объектива с фокусным расстоянием равным 200 мм (указан в спецификации на web-сайте производителя). Используя определения тангенса и угла поля зрения объектива, вычислю расстояние до снимаемого объекта. Оно равно примерно 11 м. Помещение, удовлетворяющее поставленной задаче, должно представлять из себя узкий коридор.

При решении я предполагал, что в фотоаппарат установлен светочувствительный слой малого (узкого) формата. О размерах светочувствительных слоёв речь пойдёт в четвёртой части.

В первой съёмочной ситуации поле зрения слишком мало, чтобы «поместить» комнату в кадр. Сравните: закройте один глаз и посмотрите на комнату. Угол поля зрения человеческого глаза равен примерно 90-95 градусам, почти в 8 раз больше угла поля зрения используемого объектива.

  1. Какой объектив Вы выберите для съёмки репортажа в кафе с тусклым освещением: светосильный с фиксированным фокусным расстоянием или вариофокальный объектив с постоянной светосилой? Почему?

Выбор будет зависеть от ряда условий:

  • Возможность использования дополнительных источников света, например, встроенной или внешней вспышки;
  • Динамичность события. Планируются игры, конкурсы, танцы, большое количество людей, их постоянное движение и перемещение или неторопливый ужин в кругу близких;
  • Содержание, цель репортажа. В первую очередь необходимо запечатлеть действо, атмосферу или отношения между людьми;
  • Техническое качество изображений. Каковы ограничения. Допустим ли «смаз» изображения (подробнее о «смазе» читайте в пятой части), какой уровень цифрового шума приемлем.

Если вспышку использовать нежелательно и требуется наивысшее качество изображения, то я выберу светосильный дискретный объектив. Большая светосила (например, 1,4) позволит фотографировать в условиях с малой интенсивностью освещения, сохраняя режим работы светочувствительного сенсора приемлемым для получения наиболее качественных снимков.

Для динамичного мероприятия подойдёт стандартный объектив близкий к «короткому фокусу» (например, 24 или 35 мм), чтобы подчеркнуть динамичность происходящего. Для уютного ужина подойдёт стандартный или длиннофокусный объектив (например, 50 мм, 85 мм, 135 мм). Получится запечатлеть происходящее похожим на то, каким его видят участники. Также, появится возможность фотографировать слегка поодаль от участников и создавать акцент на лицах и эмоциях.

Удобно использовать два или три дискретных объектива, менять их во время съёмки и/или установить на два фотоаппарата.

При других условиях я воспользуюсь вариофокальным объективом с постоянной светосилой, например, равной 2,8.

  1. Почему для всех видов съёмки сложно обойтись одним объективом?

Объективы могут отличаться полем зрения и светосилой, влиять на ощущение перспективы. Различные сюжеты требуют различных «обзоров» снимаемой сцены и создания различных перспективных эффектов. В съёмочных ситуациях, в которых интенсивность освещения мала, могут потребоваться возможности светосильного объектива.

  1. Можно ли сфотографировать пейзаж с объективом с фокусным расстоянием равным 85 мм, 200 мм?

Да, можно.

Эффектными могут получиться снимки горных хребтов, водопадов и других природных рельефов, которые располагаются на большом расстоянии от фотографа.

  1. Приведите примеры съёмочных ситуаций, в которых может понадобиться объектив с фокусным расстоянием равным 400 мм.

Фотография дикой природы: птица крупным планом, хищник из окна автомобиля и т.д. Пейзажная фотография, когда дистанция съёмки велика. Например, фотография природных явлений: молнии в грозу или воронки тайфуна.

Что такое «глубина резко изображаемого пространства»?

Рассмотрю понятие по частям.

О каком изображаемом пространстве идёт речь? Я вижу окружающую себя реальность в объёме. Это означает, что я могу определить, как располагаются предметы по отношению друг другу. Например, рассматривая поверхность стола, я могу сразу установить, что копилка находится ближе ко мне, чем чашка и рисунок, прикреплённый к стене (см. рис. 1). Фотография – это плоское изображение.

Задача фотографа часто состоит в том, чтобы трёхмерную, объёмную, реальность – пространство – показать на плоском, двумерном, изображении. Таким образом, изображаемое пространство – это трёхмерное пространство, изображаемое на двумерной фотографии.

Рис. 1. Композиция из копилки, чашки и рисунка. В резкости копилка.

Что значит «резкое изображение»? Если я начну рассматривать копилку, то чашку и рисунок я буду видеть нерезкими, «расплывчатыми», «размытыми». Очень часто, рассматривая предметы, удалённые от меня на разное расстояние, одни я вижу резкими, чёткими, другие – нерезкими. Так устроена оптическая система человеческого глаза. По подобию устроена оптическая система фотоаппарата: одни предметы могут быть изображены на фотографии чёткими, а другие – «размытыми».

Что значит «резко изображаемое пространство»? Выше я показал, что копилка, чашка и рисунок находятся в пространстве. При этом копилка расположена ко мне ближе, чем чашка и рисунок, а чашка – ближе, чем рисунок. Если на фотографии и копилка, и чашка, и рисунок изображены чёткими (см. рис. 2), то три предмета находятся в границах резко изображаемого пространства. Если копилка изображается на фотографии чёткой, а рисунок «расплывчатым» (см. рис. 1), то это означает, что рисунок находится за пределами резко изображаемого пространства, а копилка находится в пределах резко изображаемого пространства.

Рис. 2. Композиция из копилки, чашки и рисунка. В резкости все объекты.

Добавлю в снимаемую сцену кисточку для рисования. Положу её рядом с копилкой так, чтобы и копилка, и кончик кисти находились на одинаковом расстоянии от меня. Сделаю снимок (см. рис. 3). Если копилка изображена в резкости на фотографии, то и кисточка будет изображена в резкости.

Какие выводы следуют из этих примеров? Резко изображаемое пространство – это ограниченное пространство. Такое, что находящиеся в нём предметы, будут изображены на фотографии резкими, чёткими.

Рис. 3. Композиция из копилки, чашки, рисунка и кисти.

Сделаю резюме. В предыдущих примерах я постарался показать, что нахождение предмета в резко изображаемом пространстве зависит от расстояния между мной и предметом. Резко изображаемое пространство ограничено передней и задней границами резкости. Все объекты, находящиеся дальше передней границы резкости, и, одновременно, ближе задней границы резкости, будут изображены на фотографии чёткими. И наоборот. Все предметы, находящиеся ближе передней границы резкости или дальше задней границы резкости, будут изображены на фотографии «размытыми». Таким образом, чтобы управлять «размытием» изображаемых объектов, мне необходимо управлять положением передней и задней границ резкости.

Расстояние между передней и задней границами резкости называетсяглубиной резко изображаемого пространства. Сокращённо, ГРИП. Расстояния от оптического центра объектива до передней и задней границ резкости, ГРИП измеряется в метрах, сантиметрах или миллиметрах.

Пример. Я настроил фотоаппарат таким образом, что передняя граница резкости находится на расстоянии от меня равном 76 см, а задняя граница резкости – 85 см. ГРИП равна 9 см (для расчёта я использовал калькулятор, ссылка на который приведена в конце статьи). Я навёл на резкость копилку, стоящую перед чашкой на расстоянии от меня равном примерно 80 см, и сделал снимок (см. рис. 2). Расстояние между копилкой и чашкой равно примерно 20 см, между копилкой и рисунком – примерно 160 см. На фотографии копилка получилась резкой, а чашка и рисунок – «размытыми» (см. рис. 4). Вдобавок, рисунок «размылся» сильнее, чем чашка.

Рис. 4. Фрагмент с копилкой – слева; фрагмент с копилкой, чашкой и рисунком – справа.

Закономерны вопросы:

  1. Почему только копилка изображена на фотографии резко?
  2. Почему, чем дальше находятся предметы от копилки, тем сильнее «размываются» их изображения?
  3. Что нужно сделать, чтобы и копилка, и чашка, и рисунок изображались резко?

Попробуйте ответить на 1-ый вопрос самостоятельно, учитывая описание съёмочной ситуации.

Для ответа на 2-ой вопрос приведу замечание о силе, степени нерезкости.

Изображение предмета может быть «размытым» на фотографии настолько, что не будут видны его контуры, и будет сложно однозначно понять, какой предмет изображён. И наоборот. Изображение предмета может казаться резким, отчётливым, хотя оно «размыто». Степень нерезкости задаётся понятием «круг нерезкости».

Представьте очень маленькую круглую точку, например, пору кожи на лице человека, диаметром 0,01 мм. Если пора наведена на резкость, то диаметр изображения поры останется равным 0,01 мм. Если другая часть лица (не пора) наведена на резкость, то пора будет изображена на фотографии кругом, диаметр которого больше, чем диаметр объекта-поры.

Пусть диаметр круга, изображающего пору, равен 0,025 мм. Человек с нормальным зрением, рассматривающий фотографию с определённого расстояния, воспринимает объект следующим образом. Если пора на лице человека будет изображена в виде кружка с диаметром большим диаметра самой поры, то изображение точки будет казаться наблюдателю резким, чётким.

Таким образом, круг нерезкости – это изображение точки, которая не наведена на резкость. Если диаметр круга нерезкости не превышает определённого значения при просмотре изображения с определённого расстояния, то изображение кажется зрителю чётким. Например, круг нерезкости диаметром равным 0,025 мм при просмотре снимка на расстоянии 25 см будет казаться точкой.

Приведу ещё пример, показывающий относительность «резкости – размытости». Посмотрите на рис. 2. Чашка кажется такой резко изображённой, как и копилка, а рисунок слегка «размытым». Рис. 4 – фрагменты рис. 2 – демонстрирует, что резко изображена лишь копилка, а чашка и рисунок изображены менее резко, чем копилка.

Таким образом, максимальная чёткость изображения достигается лишь в плоскости наведения. В примере фокусировочная плоскость пересекается с передней поверхностью копилки (мордочка свинки), которую я наводил на резкость. Чем дальше точки пространства (предметы) от точки, которая наведена на резкость (передняя поверхность копилки), тем больше круг нерезкости, и тем более «размытыми» они видятся на фотографии. Однако, вся копилка в своём объёме и чашка видятся на фотографии чёткими, потому что круг нерезкости и размеры снимка достаточно малы.

Таким образом, глубина резко изображаемого пространства – это слой пространства, такой, что все предметы, находящиеся в нём, будут видеться на изображении достаточно чёткими. При этом максимальная чёткость изображения будет достигаться лишь в плоскости наведения.

Чтобы ответить на третий вопрос, определю три фактора, которые влияют на ГРИП. Перед этим, в завершение раздела покажу для чего необходимо управлять ГРИП.

Обратите внимание на рис. 1 и 2. На рис. 1 я показываю зрителю, что в композиции главным по смыслу объектом является копилка. Поэтому она изображена резко, на ней я стараюсь сконцентрировать внимание зрителя. «Размытые» предметы – по смыслу второстепенны.

Управляя ГРИП, помещая в резко изображаемое пространство объекты или выводя их из него, я влияю на восприятие фотографии зрителем. Определяю порядок, смысловую иерархию объектов в кадре. Управление ГРИП позволяет реализовать художественный эффект, который я обозначу как «фигура – фон». «Фигура» – главный по смыслу объект, «фон» – второстепенный. «Фигурой», как и «фоном», может выступать один или несколько объектов. Эффект «фигура – фон» соответствует модели визуального восприятия человеком окружающего мира.

Эффект «фигура – фон», как и любое другое выразительное средство, сам по себе не несёт художественной ценности. Если степень его применения не соответствует идее, то фотография может получиться техничной, но «пустой» по содержанию. Перед применением того или иного художественного эффекта задавайте себе вопросы: «Уместно ли здесь применение этого эффекта?» и «Если уместно, то в какой степени?»

Управление глубиной резко изображаемого пространства

На ГРИП влияют 0) размер светочувствительного слоя, 1) расстояние до объекта съёмки (РдоОС), 2) фокусное расстояние (ФР) и 3) значение диафрагмы (ЗД).

Размер светочувствительного слоя в конкретной модели фотоаппарата или классе фотоаппаратов неизменен, поэтому нулевое условие следует учитывать при работе с разными фотоаппаратами. Параметры светочувствительного слоя подробно рассматриваются в следующей, четвёртой части.

Расстояние до снимаемого объекта или дистанция фокусировки – это расстояние от плоскости фокусировки до оптического центра объектива. Оно измеряется в метрах, сантиметрах или миллиметрах. Связь расстояния до снимаемого объекта с глубиной резко изображаемого пространства следующая:

  1. Чем больше расстояние до снимаемого объекта, тем больше глубина резко изображаемого пространства.

Рис. 5. Примеры малой ГРИП на малых дистанциях съёмки (меньше 25 см).

При использовании данной закономерности на практике важно следующее. Изменение расстояния до объекта при неизменном угле поля зрения влияет на кадрирование: в кадре появляются или исчезают объекты снимаемой сцены. Кадрирование – построение кадра, соглашение о том, что попадёт в кадр, а что останется за его пределами. Оно обусловливает композицию будущей фотографии.

Во второй части я рассказал о том, что фокусное расстояние объектива связано с его углом поля зрения. Также фокусное расстояние влияет на восприятие зрителем перспективы, на ощущение глубины пространства, «близости» фона к снимаемому объекту. Наконец, фокусное расстояние влияет на ГРИП:

  1. Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше глубина резко изображаемого пространства.

Рис. 6. С увеличением фокусного расстояния уменьшается ГРИП, задняя граница резкости приближается к наблюдателю. Как следствие, изображение окна «размывается» сильнее с увеличением фокусного расстояния.

Вторая закономерность значима, например, в пейзажной и интерьерной фотографии. Во-первых, в случае с пейзажем, часто, необходимо получить достаточно большую ГРИП. Тогда на фотографии чёткими будут изображаться объекты, удалённые от точки съёмки на среднюю и дальнюю дистанции (средний и дальний планы), а в случае с интерьером – ещё и предметы, расположенные вблизи точки съёмки (передний план). Во-вторых, помимо достаточно большой ГРИП здесь важно сохранить поле зрения широким. Оба условия технически сочетаются друг с другом.

В случае с пейзажем, если сюжет разворачивается на большом расстоянии от фотографа, ГРИП увеличивается на основании первой закономерности. В случае с интерьером первая закономерность часто неприменима из-за необходимости резко изображать передний план.

Из первой части известно, что управление экспозицией, одновременно, как с помощью диафрагмы, так и с помощью затвора необходимо для реализации выразительных средств. Об одном из них, «фигура – фон», речь идёт в данной статье, о других я расскажу в пятой части «основ».

Диаметр отверстия, образованного лепестками диафрагмы, влияет на глубину резко изображаемого пространства:

  1. Чем больше значение диафрагмы, тем больше глубина резко изображаемого пространства.

Рис. 7 – 14 иллюстрируют данную закономерность:

Рис. 7. Значение диафрагмы равно 4.

Рис. 8. Значение диафрагмы равно 5,6.

Рис. 9. Значение диафрагмы равно 8.

Рис. 10. Значение диафрагмы равно 11.

Рис. 11. Значение диафрагмы равно 16.

Рис. 12. Значение диафрагмы равно 22.

Рис. 13. Значение диафрагмы равно 32.

Рис. 14. Значение диафрагмы равно 40.

Целесообразно принимать во внимание, что значение диафрагмы влияет на степень искажений объектива и экспозицию.

При значениях диафрагмы выше 11 из-за эффекта дифракции начинает снижаться качество изображения (см. рис. 15). Подробнее об искажениях объектива и качестве создаваемого им изображения Вы можете узнать из соответствующей статьи.

Рис. 15. Фрагменты снимков, сфотографированных со значениями диафрагмы равными 8 (слева) и 40 (справа).

Также, чем больше значение диафрагмы, тем меньше диаметр отверстия, образованного лепестками диафрагмы, и тем меньше света проходит через объектив. Соответственно, мне необходимо позаботиться о достаточности экспозиции: удлинить выдержку или увеличить интенсивность освещения снимаемой сцены.

Я показал три закономерности, которыми предлагаю пользоваться для управления ГРИП на практике и, соответственно, для реализации эффекта «фигура – фон». Они действуют одновременно и независимо друг от друга. На их основе сделаю несколько замечаний.

Замечание #1. Масштаб изображения

Первое замечание касается первой закономерности. Когда я меняю расстояние до снимаемого объекта, то меняю построение кадра. Также я меняю масштаб изображения – линейные размеры изображённого на светочувствительном слое объекта относительно его реальных размеров. Впервые, это понятие введено во второй части «основ». Здесь приведу пример для пояснения.

Если размер светочувствительного слоя по высоте равен 2,4 см, а высота объекта, занимающего горизонтальный кадр целиком: от низа до верха, – равна 4,8 см, то масштаб изображения равен 0,5.

Когда изображения одного и того же снимаемого объекта имеют одинаковый размер на двух или более снимках, то говорят, что ведётся съёмка в равном масштабе или равномасштабная съёмка.

Замечание #2. Равномасштабная съёмка

Второе замечание касается ситуаций, когда используется вариофокальный объектив для съёмки заданного сюжета. Например, я снимаю лицевой портрет. Так как построение кадра (положения объектов снимаемой сцены относительно точки съёмки) неизменно, то размер изображённого лица будет постоянным. Другими словами, ведётся равномасштабная съёмка.

Я могу сохранить масштаб изображения и в случае, когда отойду от снимаемого объекта и пропорционально увеличу фокусное расстояние, и в случае, когда приближусь к снимаемому объекту и, соответственно, пропорционально уменьшу фокусное расстояние. Изменится ли глубина резко изображаемого пространства?

В общем случае, изменится. Но, если выполняются одновременно следующие два условия, то она останется примерно постоянной:

  1. Дистанция съёмки много больше (например, в 10 раз), чем фокусное расстояние объектива.
  2. Передняя граница резкости находится на расстоянии меньшем 3/4 дистанции съёмки и задняя граница резкости находится на расстоянии, не превышающим расстояние до снимаемого объекта более чем в 1,5 раза.

Приведу пример. Вы используете объектив с фокусным расстоянием равным 50 мм и фотографируете объект, удалённый о Вас на 1 м (1 м много больше 0,05 м). Также, передняя граница резкости расположена на расстоянии равном 0,8 м от точки съёмки и задняя граница резкости находится на расстоянии равном 1,2 м от точки съёмки. Если Вы отойдёте от снимаемого объекта на 1 м (дистанция съёмки станет равной 2 м) и измените фокусное расстояние объектива до 100 мм (2 м много больше 0,1 м), то положение передней и задней границ резкости не изменится. Значит, глубина резко изображаемого пространства не изменится.

Если хотя бы одно из 2-ух условий нарушается, то при изменения фокусного расстояния в равномасштабной съёмке ГРИП также изменится.

Так происходит в макросъёмке, когда расстояние до снимаемого объекта мало и сравнимо с фокусным расстоянием. Или в случаях, когда передняя граница резкости находится на расстоянии меньшем 3/4 дистанции съёмки, или задняя граница резкости расположена на расстоянии, превышающим дистанцию съёмки более чем в 1,5 раза. Например, съёмка ведётся со значением диафрагмы достаточно большим, чтобы не выполнялось 2-ое условие.

На практике суть второго замечания можно применить следующим образом. Чем больше масштаб изображения и меньше значение диафрагмы, тем свободнее можно изменять дистанцию съёмки, не волнуясь за изменение ГРИП. Она останется примерно постоянной.

Для чего может понадобиться менять расстояние до снимаемого объекта в равномасштабной съёмке? Для того, чтобы «сэкономить» пространство, в котором ведётся съёмка или установить более глубокий эмоциональный контакт с моделью. Или, наоборот, Вы можете дать модели больше личного пространства.

Замечание #3. Симметричность положений передней и задней границ резкости относительно плоскости наведения

В общем случае передняя и задняя границы резкости удалены на различное расстояние от снимаемого объекта. Другими словами, они расположены ассиметрично относительно фокусировочной плоскости (см. рис. 14). А именно, чем больше дистанция съёмки, тем ближе передняя граница резкости к снимаемому объекту и тем дальше от него задняя граница резкости.

При определённом расстоянии, которое обозначу h, передняя граница резкости будет «отстоять» от оптического центра объектива на расстоянии равном половине h, а задняя граница резкости «отодвинется» настолько далеко, что ею можно будет пренебречь. Таким образом, все объекты, удалённые от оптического центра объектива на расстояние большее или равное половине h, будут изображены достаточно резко.

Такой вывод удобно использовать в пейзажной и интерьерной фотографии.

Как посчитать расстояние, обозначенное h? Можно воспользоваться следующей формулой:

где f – фокусное расстояние объектива (мм), c – диаметр допустимого круга нерезкости (мм), N – значение диафрагмы (1,4; 2 и проч.) Как я упоминал ранее, диаметр допустимого круга нерезкости можно выбрать равным 0,015 мм.

Расстояние, обозначенное h, называется гиперфокальным расстоянием.

Приведу пример того, как можно применить на практике третье замечание. Я хочу сфотографировать морское побережье так, чтобы прибрежные дома на переднем плане и скальный маяк на заднем плане изобразились резко. Один из домов, значимых для композиции будущего снимка, находится на расстоянии 15 метров от точки съёмки. Гиперфокальное расстояние для моего объектива с фокусным расстоянием равным 50 мм и оптимальным значением диафрагмы N = 8 равно 20,8 м. Нахожу объект в пространстве (например, дерево), который удалён от меня примерно на 21 м. Навожу его на резкость в режиме ручной фокусировки. Затем строю желаемый кадр и делаю снимок. Я могу быть уверенным, что значимые объекты будут изображены на фотографии достаточно резкими.

Обращаю внимание, что в предыдущем примере я получу похожий результат, если сфокусируюсь «на бесконечности». Достаточно навести на резкость сильно удалённый от меня объект, например, маяк. Фокусирование «на бесконечности» отличается фокусирования на гиперфокальном расстоянии двумя особенностями.

Во-первых, при наведении «бесконечности» на резкость изображение дома на переднем плане будет более «размытым», чем при фокусировании на гиперфокальном расстоянии.

Во-вторых, при наведение «бесконечности» на резкость максимальная резкость изображения будет выше, чем при фокусировании на гиперфокальном расстоянии.

В некоторых съёмочных ситуациях «выигрыш» в ГРИП при фокусировании на гиперфокальном расстоянии имеет ключевое значение.

Приведу второй пример. Я фотографирую интерьер комнаты. Значимые объекты, которые должны быть изображены достаточно резкими, располагаются на расстоянии большем 2 м от точки съёмки. Чтобы «поместить» комнату в кадр, я использую широкоугольный объектив с фокусным расстоянием равным 24 мм. Для съёмки выберу значение диафрагмы равное 11. Гиперфокальное расстояние равно примерно 3,5 м. Навожу на резкость объект, удалённый от меня на 3,5 м, строю кадр и спускаю затвор. Я могу быть уверенным, что изображения объектов в комнате, удалённых от меня не менее, чем на 1,7 м, получаться достаточно резкими.

Существуют ли ситуации, в которых равны расстояния между передней и задней границами резкости относительно фокусировочной плоскости? Да, существуют. Для этого должны быть выполнены одновременно 2-а условия, указанные во втором замечании.

Здесь я завершу описание возможностей и особенностей ГРИП. Научившись управлять ГРИП, Вы пополите свой арсенал ещё одним выразительным средством фотографии.

Для точного расчёта ГРИП, положения передней и дальней границ резкости, гиперфокального расстояния Вы можете воспользоваться специальным калькулятором, например, таким. Или найти и скачать расчётную программу на своё мобильное устройство.

Следующие ключевые вопросы и упражнения помогут Вам закрепить и углубить полученные знания.

Домашнее задание

Сфотографируйте:

  1. Группу неодушевлённых предметов, связанных по смыслу. Выделите в группе главный объект и второстепенные объектами, используя ГРИП.
  2. Три предмета. Передайте на снимке ощущение удалённости каждого объекта до объектива, используя ГРИП.
  3. Три предмета, различно удалённых от объектива так, чтобы все они были в резкости. Постарайтесь, чтобы никакие кроме трёх снимаемых объектов не попали в кадр.
  4. Три предмета, различно удалённых от объектива и расположенных в кадре следующим образом. Самый дальний от объектива предмет занимает левую часть в кадре, самый близко расположенный к объективу предмет – правую часть кадра, оставшийся предмет занимает центр кадра. На первом кадре самый удалённый предмет в резкости, остальные «размыты». На втором снимке – самый близкий объект в резкости, остальные «размыты». На третьем снимке – центральный предмет в резкости, остальные «размыты».
  5. Лицевой портрет в анфас, при котором голова удалена от фона на 5-15 см, так, 1) чтобы глаза, губы и кончик носа были резкими (видны поры), а уши и фон менее резкими («размытыми»); 2) чтобы вся голова целиком была в резкости, а фон позади был не резким («размытым»). 
    Задание будет удобно выполнять владельцам объективов со светосилой равной 2,8 и больше (2, 1,4 и т.д.) и фокусным расстоянием большим 50 мм.
  6. Пейзаж двумя снимками. Для создания первого снимка сфокусируйтесь на гиперфокальном расстоянии, для создания второго снимка – «на бесконечности». Сравните чёткость изображения при просмотре в масштабе равном 100%.

Ключевые вопросы

  1. Какие возможности в управлении ГРИП предлагают светосильные объективы?
  2. Можно ли сказать, что при изменении угла поля зрения объектива изменяется ГРИП?
  3. Вы хотите создать однородный «размытый» задний план, например, при съёмке на бумажном фоне в студии. Как с помощью знаний о ГРИП Вы можете это сделать, не меняя построение кадра?
  4. Если у Вас есть возможность изменять значение диафрагмы, дистанцию съёмки и фокусное расстояние объектива, каким образом Вы будете управлять ГРИП?
  5. Если Вы будете просматривать одно и то же изображение с близкого (например, 25 см) и дальнего (например, 1,5 м) расстояний. Как будет меняться Ваше ощущение ГРИП на снимке?
  6. Какие трудности могут возникнут при съёмке маленьких ювелирных украшений, например, колец?
  7. Передняя и задняя границы резкости расположены перпендикулярно оптической оси объектива и параллельно друг другу. Как Вы думаете, могут ли они располагаться под углом друг к другу?
01/04/2014    Просмотров: 34082    Источник: photo-monster.ru    Автор: Марк Лаптенок
 
Комментарии
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.